?

Log in

No account? Create an account

Шахадат Любви

Пока ты – это ты, ты одинок: лишь дорогой смерти ты к Другу придешь (Имам Хомейни)


Previous Entry Share Next Entry
ШИИТСКАЯ ДОКТРИНА
Шахадат, Хусейн, Карбала, Ахл аль-Бейт, Любовь
shahid_of_love
Некоторое время назад я прочитал весьма любопытную статью французского учёного иранского происхождения Мохаммеда Али Амира Моэззи из "Энциклопедии Ираника" под названием "Шиитская доктрина". Амир Моэззи сам по себе весьма примечательная личность. Будучи академическим учёным, он продолжает дело Али Шариати по реконструкции изначального шиизма, который, по мнению обоих, в процессе истории подвергся определённым искажениям. Однако образы этого истинного шиизма у обоих мыслителей диаметрально противоположны: шиизм Шариати - это политически заострённая революционная доктрина, шиизм Амира Моэззи - это эзотерическое инициатическое учение, придерживающееся квиетистской позиции относительно политических вопросов. Подобное понимание шиизма сближает Амира Моэззи с Анри Корбеном, человеком, открывшим шиизм для Запада. Бесспорно, и Шариати, и Амир Моэззи впали в крайность в своих попытках реконструкции изначального облика шиизма, сведя шиитскую доктрину лишь к одному из её аспектов: политическому и инициатическому, - а также в чрезмерном противопоставлении истинного и исторического шиизма. С другой стороны, подходы обоих исследователей заслуживают внимания как попытки рационального анализа шиитского наследия, представляющего собой поистине "сокрытое сокровище" мысли и знания, дарованное нам Ахл аль-Бейт и сохраненное усилиями выдающихся шиитских алимов прошлого. Та статья, которой посвящен данный пост, интересна тем, что она раскрывает достаточно последовательно и системно эзотерические аспекты шиитского мировоззрения в их связи с экзотерической стороной шиитского учения. Потому я и решил сделать пересказ данной статьи на русском языке: сохранив авторскую концепцию и фактический материал, я только перестроил в нескольких местах логику подачи материала, убрал информацию второго плана, а также ссылки на источники. Все желающие могут ознакомиться с оригиналом статьи на английском языке по адресу: http://www.iranicaonline.org/articles/shiite-doctrine. Пусть тот, кто нуждается в истинном знании, обретет его! 

Шиитская доктрина

(Мохаммед Али Амир Моэззи, «Энциклопедия Ираника»)

        Шиитская доктрина базируется на пяти принципах: из них три «принципа религии» (усул ад-дин), общих с суннизмом, - вера в единство Бога (тавхид), вера в миссию пророков и особенно последнего из них Мухаммада (с) (нубувват) и вера в загробную жизнь (маад), и два «принципа школы» (усул аль-мазхаб), специфических для имамитского шиизма, - вера в Божественную справедливость (адл) и вера в священную природу и миссию имамов (имамат). Данные принципы сформулированы в работах Шейха аль-Муфида (ум. в 413/1022 [Здесь и далее дата перед косой чертой даётся по лунной хиджре, дата после косой черты по григорианскому календарю]) («Ан-нукат аль-итикадийа»), Фахр ад-Дина Мухаммада ибн аль-Аллама аль-Хилли (ум. в 771/1369) («Усул ад-дин»), Мухаммада Хваджаги Ширази (XVI в.) («Низамийа фи мазхаб аль-имамийа»); признание их характерно для всех других работ на арабском и персидском языках, написанных, начиная с XVIIXVIII вв. Однако в более ранних текстах встречаются иные классификации: в трактате «Усул ад-дин» под авторством имама Али ар-Рида (а) принципы религии включают божественное единство (тавхид), знание дозволенных (илм аль-халал), недозволенных (илм аль-харам), обязательных (илм аль-ваджибат) и рекомендуемых (илм аль-мустахаббат) деяний; в трактате «Осул-е дин» Мукаддаса аль-Ардабили (ум. в 993/1585) из списка принципов исключён адл; в сочинении «Навадир аль-ахбар» Моллы Мохсена Файза  Кашани (ум. в 1091/1680)в число принципов включены акл (духовный интеллект, а также диалектическое и логичное рассуждение) и илм (инициатическое знание и религиозные науки). У одного и того же автора порой встречаются различные списки принципов: например, Зийа ад-Дин Джурджани (XV в.) предлагает пять принципов в «Ресала-йе осул-е хамса», в то время как в «Ресала-йе осул-е дин» он исключает маад и добавляет четыре принципа: почитание имамов (тавалли), разрыв с врагами имамов (табарра), повеление благого (аль-амр би-ль-маруф; амр-е маруф) и запрещение дурного (ан-нахй ан аль-мункар; нахй-е монкар).

         Однако в действительности шиитская доктрина сложнее, нежели простое сочетание пяти принципов, несущее на себе влияние рационалистической традиции буидского Багдада и мутазилитских «пяти принципов» (усул хамса). Доктрина изначального шиизма может быть реконструирована на основе самого раннего корпуса хадисов, относящегося к первым векам хиджры и имеющего в основном месопотамское (а точнее, куфийское) происхождение. Этот корпус был записан между 250/864 и 350/961 гг. такими собирателями преданий из персидских школ Кума и Рея как Абу Джафар Барки (ум. в 274/887 или 280/893), Саффар Куми (ум. в 290/902-903), Али ибн Ибрахим Куми (ум. до 307/919), Абу-н-Надр Мухаммад ибн Масуд Аййаши (ум. около 320/932), Мухаммад ибн Йакуб Кулейни (ум. в 329/940-941), ибн Аби Зейнаб Нумани (ум. до 360/971), ибн Бабавайх ас-Садук (ум. в 381/991).

         Центром и осью всей шиитской доктрины является фигура имама, вследствие чего шиизм может быть определён как фундаментальная имамология. Все аспекты религии: от теологии до этики, от коранической экзегетики до канонического права, от космологии до ритуала и эсхатологии, – детерминированы и находят окончательный смысл в фигуре Наставника. На всех уровнях шиитского мировоззрения (weltanschauung), носящего бинарный характер, в разных формах представлена фигура имама. Бинарное мировоззрение шиизма включает два аспекта: дуальный и дуалистический.

         1) Дуальное мировосприятие.

         Вся реальность обладает двумя уровнями: внешним, явным, очевидным, экзотерическим (захир) и внутренним, неявным, скрытым, тайным, эзотерическим (батин), причём второй уровень находится за первым и содержит в себе другие уровни, ещё более скрытые (батин аль-батин). Диалектика этих отдельных, но при этом взаимосвязанных уровней составляет фундаментальное кредо шиизма, реализующееся в различных сферах религиозной мысли.

         Теология. Бог включает в себя два уровня: Сущность (зат) – недоступную постижению, воображению, выше всякой мысли, вне всякого знания, постигаемую только через негативную апофатическую теологию (Deus Absconditus, Непознаваемый Бог), т.е. скрытый, эзотерический уровень Бога, – и Имена и Атрибуты (асма ва сифат), посредством которых Бог в своей безграничной милости раскрывает Себя и делает возможным познание Себя (Deus Revelatus, Непознанный Бог, но желающий быть познанным), т.е. явный, экзотерический уровень Бога. Имена и Атрибуты Бога участвуют в творении посредством «Божественных Органов», которые, поскольку они вмещают в себя манифестации Бога (мазхар, маджла), являются теофаниями. Теофанией par excellence, самым возвышенным местом открытия Божественных Имён, т.е. всего того, что может быть познано в Боге, является Имам в своём космическом измерении, метафизическое сущее, включающее все Божественные Органы. Это Имам в онтологическом, архетипическом, универсальном смысле. Знание его реальности равнозначно знанию того, что может быть познано в Боге, поскольку космический Имам является явленным аспектом, экзотерическим уровнем Бога.

         Имамология. Имам также включает в себя два уровня: его эзотерическое измерение представлено метафизическим аспектом Имама («на небе»); его экзотерический уровень, места его манифестации – это исторические имамы различных циклов священной истории.

         Профетология. Миссия земных имамов является эзотерическим измерением экзотерической миссии пророков. Каждый великий пророк, посланник Бога, от Адама (а) через Ноя (а), Авраама (а), Иосифа (а), Моисея (а), Соломона (а) и Иисуса (а) до Мухаммада (с), «печати законодательного пророчества», сопровождался в осуществлении своей миссии имамами. Согласно самому распространённому списку, имамом Адама (а) был Сиф (а), Ноя (а) – Сим (а), Авраама (а) – Исмаил (а), Моисея (а) – Аарон (а) или Иисус Навин (а), Иисуса Христа (а) – Симон-Пётр (а), Иоанн (а) или все ученики, Мухаммада (с) – Али (а) и его потомки. Все циклы священной истории, великие пророки и их имамы связаны неразрывной цепью малых пророков, имамов и «святых», которые составляют большую семью «Друзей Бога» (авлийа Аллах, вали – ед.ч.), носителей и передатчиков Божественной Дружбы, или Союза (валайат). Все они манифестируют космического Имама, его явленный лик. Авлийа par excellence – это группа четырнадцати непорочных (а): Мухаммад (с), его дочь Фатима (а) и двенадцать имамов (а). Таким образом, благодаря серии последовательных теофаний знание познаваемой стороны Бога начинается со знания Божьего человека. Тем самым теология теофании (таджалли) избегает крайностей татила (агностицизм, утверждающий невозможность эффективного познания Бога) и ташбиха (ассоциационизм / ассимиляционизм, делающий тварное эпистемологической основой познания Божественного).

         Экзегетика. Цель миссии Друзей Бога – донести до людей Слово Бога, данное посредством Откровения в Священных книгах, причём Откровение также обладает экзотерическим и эзотерическим измерениями или, используя язык апостола Павла, «буквой» и «духом». Пророк-посланник (наби, расул), принадлежащий к числу «наделённых твёрдым решением» (улу-ль-азм), причастен к обоим уровням, но миссия его состоит именно в представлении буквы Откровения, его экзотерического уровня, которое «спустилось» (танзил) большинству людей (аксар), массе (амма) верующих его общины. Миссия имама (имам, вали), сопровождающего пророка-посланника, заключается в обучении людей «духу» Книги, её эзотерическому уровню посредством открытия тайны её происхождения (тавил), но не всем, а только меньшинству (акалл) инициированных, составляющих элиту (хасса) общины. Без инициатического учения имама текст Откровения не откроет своей глубины; потому Коран известен как «молчащая книга / молчащий имам» (китаб самит / имам самит), а имам – как «красноречивый / говорящий Коран» (Куран натик). Таким образом, пророк-посланник выступает как носитель экзотерической стороны религии, определяемой шиитским словарём в качестве «ислама», буквально «покорности», т.е. покорности букве Откровения, которое делает массу верующих «покорившимися» («муслимун»), мусульманами. Имам – это носитель эзотерической стороны Откровения, посвятитель в духовную религию, называемую «иман», буквально «вера», а сами «верующие» (муминун) – это люди, посвящённые в тайны религии, люди духовной герменевтики, последователи имама, одним словом, шииты. Поэтому все религии обладают своим большинством («мусульмане», масса «людей экзотерического» - «ахл аз-захир») и меньшинством («шииты», элита «людей эзотерического» - «ахл аль-батин). Исторические шииты ислама – это последнее звено длинной инициатической цепочки, пронизывающей всю историю и начинающейся с Адама (а) и инициированных «шиитов» его имама Сифа (а); сам статус меньшинства, которым пользуются шииты в мусульманском мире, – это знак их привилегированного положения. При этом следует учитывать различие между теми, кто удовлетворён экзотерическими аспектами учения их имамов, и теми, кто пытается постичь тайные измерения данного учения, т.е. между экзотерическими и эзотерическими шиитами соответственно.

         Само инициатическое учение имамов представляет собой раскрытие тайн Бога, мира и человека, т.е. тайн Имама, Человека, проявившего в мире, равно метафизически, как и физически, открывшегося Бога, тайну тайн всех религий. Земные имамы – это носители и передатчики Тайны, содержание которой соответствует метафизическому Имаму. Таким образом, познание инициатического учения имамов – это познание метафизического Имама.

         Дуальное мировосприятие может быть представлено таблицей, состоящей из взаимодополнительных пар терминов, основанных на диалектике явного и скрытого.

Явное

Скрытое

Экзотерика (захир)

Эзотерика (батин)

Божественные Имена и Атрибуты (асма ва сифат)

Божественная Сущность (зат)

Пророк/пророчество (наби/нубувват)

Имам/имамат (вали/валайат)

Буква Откровения (танзил)

Духовная герменевтика (тавил)

Покорность экзотерической религии (ислам)

Инициация в эзотерическую религию (иман)

Большинство/масса (аксар/амма)

Меньшинство/элита (акалл/хасса)

         2) Дуалистическое мировосприятие.

         Согласно данному фундаментальному убеждению шиитов, сосуществующему с дуальным видением мира, история мира – это история космической битвы между силами добра и зла, света и тьмы. Учитывая существенную роль инициации и знания, можно сказать, что добро – это знание, зло – это невежество. С самого начала творения имеет место постоянная битва между армиями космического Разума (аль-акл) и космического Невежества (аль-джахл), т.е. между сторонниками Имама, «людьми правой стороны/благословения» (асхаб аль-йамин / асхаб аль-маймана), с одной стороны, и сторонниками его Врага (адув), «людьми левой стороны/проклятия» (асхаб аш-шимал / асхаб аль-машама), с другой стороны. Эта примордиальная битва повторяется от эпохи к эпохе, на каждом соответствующем этапе истории противопоставляя Друзей Бога и их инициированных последователей силам Невежества. Согласно не совсем ясной теории циклов, начиная с творения, мир знает два вида правления (даула): правление Бога, при котором пророки и имамы как наставники света и справедливости могут открыто проповедовать эзотерические истины, и правление сатаны, при котором эти истины могут передаваться и практиковаться исключительно тайно, т.к. мир находится под властью наставников тьмы и несправедливости. Поскольку сатана является противником (дидд) Адама (а), то и история адамического человечества отмечена враждой к нему со стороны демонических сил Невежества, которые доминируют на протяжении всего адамического цикла, являясь большинством, подвергающим меньшинство отчуждению и изоляции. Так будут обстоять дела вплоть до конца времён и прихода Махди (а), эсхатологического спасителя, который окончательно победит силы зла.

         С приходом каждой религии вследствие узурпации власти «наставниками несправедливости» внутри общины формируется большинство, приверженное букве религии, которое отказывается поверить в наличие духа, скрытого за буквой, и тем самым бросает вызов существованию имама как учителя герменевтики. Противники (аддад) Имама и его сторонников – это не обязательно язычники или приверженцы другой религии. Израильтяне, предающие Моисея (а) в момент поклонения золотому тельцу, и мусульмане, отвергающие право Али (а) на халифат, - это те, кто отрицает эзотерическое измерение религии (валайат) вследствие отрицания власти иницированного Наставника, это «люди экзотерического, внешнего, поверхностного» (ахл аз-захир), «мусульмане, сбившиеся с прямого пути» (муслимдалл). Потому в строго доктринальных понятиях (хотя действительное поведение оказывается более сложным) инициированный шиит будет ближе еврейскому или христианскому «шииту», инициированному в эзотеризм Еврейства и Христианства соответственно, нежели мусульманскому суннитскому экзотерику.

         Дуалистическое мировосприятие предполагает два важных следствия. Во-первых, необходимость осторожности с целью защиты жизни самих шиитов, их имамов и сподвижников последних, а также с целью сохранения чистоты доктрины; потому «секретность», обозначаемая понятиями «такийа», «китман» и «хаб», - это каноническая обязанность шиитов, пренебрежение которой в условиях правления сатаны не только вызовет неверие, но и спровоцирует насмешки, непонимание, проклятия и насилие. Во-вторых, в области чувств ударение делается на искренности намерений шиита, обозначаемой тем же термином «валайат» и предполагающей безусловную любовь, верность любой ценой и добровольную покорность по отношению к имаму. Одновременно это требует от верующего разрыва (бараат) с врагами имама, поскольку в мире, где правят война и вызванные ею ограничения, священный союз (валайат) с инициирующим наставником и знанием, которое он передаёт, не будет полным без священного разрыва (бараат) с его теми, кто стремится уничтожить истинное знание и его носителей.

         Дуалистическое мировосприятие может быть представлено таблицей, состоящей из терминов-оппозиций, основанных на диалектике добра и зла.

Добро/Знание

Зло/Невежество

Космический Разум (аль-акл)

Космическое Невежество (аль-джахл)

Имам и его сторонники

Враги (адувв) Имама и его сторонников

Наставники света / справедливости / правильного руководства (аиммат ан-нур / аиммат аль-адл / аиммат аль-худа)

Наставники тьмы / несправедливости / заблуждения (аиммат аз-залал / аиммат аз-зульм / аиммат ад-далал)

Люди правой стороны / благословения (асхаб аль-йамин / асхаб аль-маймана)

Люди левой стороны / проклятия (асхаб аш-шимал / асхаб аль-машама)

Любовь  / Союз с имамом (валайат)

Ненависть / Разрыв с врагом имама (бараат)

         Собственно шиитская вера характеризуется данным двойным видением мира. Дуальная концепция реальности, иллюстрируемая взаимодополнительными парами терминов, может быть представлена вертикальной осью Инициации, поскольку переход от явного к скрытому, от экзотерического к эзотерическому, происходит благодаря священному учению имамов, близости к Богу и пониманию тайн бытия. Дуалистическое мировосприятие, иллюстрируемое терминами-оппозициями, может быть изображено как горизонтальная ось Битвы, вечного и постоянного сражения между силами знания и невежества. Инициация определяет духовность человечества, битва – его историю, а от самого верующего требуется сохранять равновесие в точке пересечения этих осей. Связующим обе оси принципом служит «валайат». Обозначая как природу, статус и функции имама, так и отношение к нему со стороны верующего, данный термин стал фактическим синонимом шиизма, вследствие чего шииты очень часто называют себя «людьми валайата» (ахл аль-валайат).

         Фундаментальную роль в двойном видении мира играет фигура имама, носителя знания, передатчика тайных истин, предотвращающего погружение космоса во тьму. Его фигура представлена по-разному на трёх уровнях религии, иллюстрирующих слова имама Джафара ас-Садика (а) о наличии в шиитской доктрине трёх уровней: экзотерики, эзотерики и эзотерики эзотерики.

         1) Имам как религиозный учёный. На этом уровне имам является неоспоримым экспертом в религиозных вопросах в строгом смысле этого термина. Он преподаёт экзотерические аспекты закона, экзегезы, теологии, космологии и других дисциплин аудитории, состоящей из слушателей всех видов: шиитам – инициированным и неинициированным, а также нешиитам. Как потомки Пророка Мухаммада (с) и религиозные учёные (в первую очередь, как юристы и передатчики преданий), некоторые имамы обладают высоким положением в суннитской традиции, что вполне оправданно, т.к. экзотерическое учение имама не содержит в себе ничего шокирующего для нешиитов.

         2) Имам как инициатический наставник и чудотворец. В этом качестве имам раскрывается в учении, предназначенном только для шиитов. Сам имам мыслится имамом именно в связи с тем, что он выполняет две функции: инициатического наставника и чудотворца par excellence, т.е. обладателя инициатическим знанием (илм) и являющихся продуктом этого знания сверхъестественных способностей (кудра, ааджиб). Источники священного знания имамов многочисленны: а) небесные источники (подобно пророкам, имам получает вдохновение от небесных существ, отсюда его наименование «мухаддас» - «разговаривающий с ангелами»; имам способен к восхождению на небеса, что позволяет ему обновлять и увеличивать своё знание; сверхъестественные силы, с которыми общается имам, обозначаются как те, которые «оставляют знак на сердце» и «пронзают барабанную перепонку», а также как «колонна света», в которой имам созерцает ответы на его вопросы); б) письменные источники (священные книги предыдущих религий и Коран в полных неискажённых версиях, а также определённые тайные тексты, содержащие исключительное знание и передаваемые от имама к имаму, такие как «Книга Али», «Собрание Фатимы», «Всеобъемлющая рукопись» (Ас-сахифа аль-джамиа), «Джафр» и др.); в) устные источники (учение, получаемое непосредственно от одного или более предшествующих наставников).

         Сверхъестественные способности имамов происходят в основном из их знания; большинство из них даже представлены в качестве наук: знание прошлого, настоящего и будущего, событий на небе и на земле, знание душ, языков, чтение мыслей, знание оккультных наук и т.д. Чудеса сопровождают всю жизнь имамов, начиная с их зачатия и рождения, уже в детстве они обладают способностью творить чудеса, к числу которых относятся воскрешение мёртвых, излечение больных, сверхъестественные способы путешествия и переноса других лиц и т.д. Наконец, имамы обладают многочисленными сакральными «объектами силы», такими как формула, представляющая величайшее имя Бога, и обладающие чудодейственной силой предметы, унаследованные от пророков, как то рубашка Адама (а), ковчег завета Моисея (а), печать Соломона (а), непобедимое оружие Мухаммада (с).

         3) Имам как явленный лик Бога. Этот аспект имамологии формирует самый эзотерический раздел шиитской теологии и составляет предельную тайну шиитской доктрины. Предназначенное только для инициированных шиитов, это учение определяет земного имама в качестве чувственно воспринимаемой манифестации космического Имама, который в свою очередь является местом раскрытия того, что Бог раскрывает из Своего существа. Данное определение создаёт основу, считающуюся крайне опасной по отношению к экзотерической религии, для придания Другу Бога божественного статуса. Таким образом, теология последовательных теофаний делает земного имама явлением Бога. Ограниченное число высказываний, восходящих к имамам, напоминающих «парадоксы» (шатахат) мистиков и разбросанных в сборниках хадисов, дерзко устанавливают тождество имама в его крайней онтологической реальности с Богом, явленным посредством Его органов и Его Имён и Атрибутов. В этом отношении самые значительные тексты – это проповеди имама Али ибн Аби Талиба (а), имама par excellence, в которых он, посредством долгого ряда утверждений, смело провозглашает свою божественность. Так, он говорит: «Я – хранитель знания, я – тайна невидимого, я – тайна тайн, я – лик Бога, я – Первый, я – Последний, я – Явный, я – Скрытый, я – сотворённый, я – Творец, я – верховный судья, я обладаю разящим словом, я постигаю путь Книги, я – Милостивый, я – Милосердный» (слова, данные курсивом, являются кораническими Именами Бога).

         Все эти определения фигуры имама представляют собой интегральную часть валайата, концепции Божественного Союза, или Дружбы, на которой основывается шиизм. Представляя собой эзотерическое измерение пророчества (аль-валайат батин ан-нубувват), религия имамов в своём эзотерическом аспекте является главной тайной религии Мухаммада (с). Земной имам – это страж и носитель тайны, содержанием которой является космический Имам. Будучи абсолютной моделью для инициированных верующих, имам в качестве Божественного Наставника представляет обожествление Божьего человека в качестве конечного горизонта доктрины.

         Данная оригинальная эзотерическая и нерациональная традиция, известная из самых ранних источников, доминировала вплоть до Буидского периода и появления рационалистической традиции Багдадской школы.

        



  • 1
Имам после Иисуса
Апокриф Фомы:
12. Сказали ученики Иисусу: Мы знаем, что ты уйдешь
от нас. Кто тот, который будет бОльшим над нами? Сказал
Иисус им: В том месте, куда вы пришли, вы пойдете к
Иакову Праведному, из-за которого существуют небо и
земля.

  • 1